Слово православного священника
В первое воскресенье Великого поста святая Церковь утверждала наш подвиг в святой Православной вере, без которой, как без основы и без фундамента – мы ничего благого не построим, какие бы добрые дела ни старались творить.
Затем, во второе воскресенье Великого поста, совершалась память святителя Григория Паламы – защитника учения о Божественной Благодати, о Божественном Свете. Тем самым Церковь показала нам цель нашего подвижничества, показала нам то, через что мы соединяемся с Богом, а именно – через стяжание, приобретение Божественной Благодати. Церковь показала, что эта энергия реальна, она ощутима, она дана нам в ощущении, она может быть и должна быть дана. «Стремитесь и получите ее», – говорит Святитель Григорий Палама, опровергая тех еретиков, которые пытались ему воспротивится.
Затем, в третье воскресенье Великого поста, святая Церковь выносит Крест и укрепляет нас на подвижничество на духовно-возвышенном эмоциональном уровне. Взирая на Крест Христов, взирая, как Господь за нас распялся, мы воодушевляемся и, основываясь на Православной Вере, движемся к достижению духовной цели – стяжанию Духа Божия (как сказал Григорий Палама). Надо только достигать, не ослабевать, не малодушествовать, не отступать!
Воодушевив нас эмоционально (духовно-благодарно-эмоционально), святая Церковь в нынешнее воскресенье подкрепляет нас на уровне системы богословских аскетических знаний, она выводит преподобного Иоанна Лествичника, который неотменно ассоциируется с главным трудом своей жизни, благодаря которому он стал известен –его книгой «Лествица». Что это за «лествица»?
Иоанн Лествичник был игуменом Синайской горы, прославленным подвижником, духовным отцом и руководителем многих монахов, обителей и монастырей, пользовавшийся величайшим авторитетом. Его упросили изложить свой духовный опыт на бумаге прежде, чем он не отошел в мир иной. В «Лествице» св. Иоанн изложил опыт своей подвижнической жизни: как достигать соединения с Богом, как достигать того Богообщения, путь к которому указал Григорий Палама. Свой опыт он, безусловно, объединил с опытом предыдущих отцов, аккумулировал все, переработал и изложил в своей великой книге «Лествица». Эта «лествица» стала основой и примером для дальнейшего развития системы православной аскетики.
Смысл почитания Иоанна Лествичника в это воскресенье Великого поста заключается в том, что мы полагаем в основание стяжания Святого Духа Божия, в основание нашего духовного подвига, в достижении Богообщения СВЯТООТЕЧЕСКИЙ ОПЫТ, святоотеческое предание, святоотеческое руководство, которое сосредоточено в предании нашей Церкви.
Достижение благодатного общения с Богом – это, оказывается, духовная наука. И, как Бог этот мир сотворил закономерно, сотворил по системе, ступенчато (а ученые всего мира изучая различные части мироздания, открывают эти закономерности, проверяют их и применяют на практике), так и духовная жизнь – тоже закономерна, и для достижения определенных результатов в ней есть система, есть способы, средства и правила. Их можно изучить, их можно соблюдать и, соблюдая их, мы несомненно, неотменно получим результат. Если только не будем лентяйничать, малодушествовать, не будем унывать, проявлять нетерпеливость и не будем отступать, то и мы обязательно добьемся цели.
Лжет ли батюшка? – Нет, я только повторяю, или интерпретирую слова Христа: «Стучите – и отворят вам! Ищите – и обрящете! Просите – и дастся вам!». «Ибо какой из вас отец, если у него сын просит хлеба, не подаст ему?» «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него», – говорит Господь и уверяет нас, что мы получим.
Нам представляется система, нам в руки дается учебник. Берем, листаем, вычитываем, переносим на практику, выполняем – и получим благодать. Аминь!
Читать "Лествицу" можно здесь:
http://www.wco.ru/biblio/books/ioannl1/Main.htm