«ВОИН ХРИСТОВ» – так именуется каждый подлинный христианин, и монах, и мирянин, ибо каждый христианин призван к «невидимой брани», к непримиримой борьбе с злыми расположениями своего сердца, с собственными страстями.
Корнем и родоначальником всех страстей является ЭГОИЗМ, или самолюбие, т.е. неразумная незаконная любовь к самому себе. От эгоизма рождаются три основные страсти: СЛАСТОЛЮБИЕ, СРЕБРОЛЮБИЕ И СЛАВОЛЮБИЕ. Апостол Иоанн Богослов пишет: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» I Иоанна, 2: 15-16
От указанных трех страстей происходят и следующие: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Утонченные разновидности каждой из этих страстей тиранят и мучают человеческое сердце; он теряет внутреннее равновесие, спокойствие совести и чувствует себя глубоко несчастным. «Страсти – это тайные змеи, постоянно грызущие человеческое сердце и никогда не дающие ему покоя», — говорит св. прав. Иоанн Кронштадский.
Откуда в нас страсти? И надо ли бороться с ними? Быть может, они естественны для нас?
Да, они естественны для нас. Но они естественны не для идеального человека, каким Бог его создал и каким человек должен быть по замыслу Божьему. Страсти стали естественны для падшего, поврежденного грехопадением прародителей человеческого естества. Поэтому, когда увидишь в себе действие какой-либо страсти, не приходи в недоумение, но старайся обуздать ее смирением и молитвою. «Каждое сопротивление, указанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее. И наоборот: каждое увлечение страстью усиливает ее, порабощает увлекающего ею» свт. Игнатия Брянчанинов
Искореняя страсти, мы должны неотложно насаждать в своем сердце противоположные им добродетели. Чревоугодию противопоставим ВОЗДЕРЖАНИЕ, блуду – ЦЕЛОМУДРИЕ, сребролюбию – НЕСТЯЖАНИЕ, гневу – КРОТОСТЬ, унынию – блаженный ПЛАЧ О ГРЕХАХ, печали – ТРЕЗВЕНИЕ, тщеславию – СМИРЕНИЕ, гордости – ЛЮБОВЬ. Природа духовная, как и природа физическая не терпит пустоты. Душа человека не может быть пустой, праздной от всего. Если не водворить добродетели, то страсти возвращаются и, как долго не получавшие удовлетворения, с еще большей силой начинают мучить и терзать человека.
Конечная же цель христианина, борющегося со своими страстями – Богоуподобление. «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть» Матф., 5: 48 Недостижимый идеал? На то он и идеал. В этом-то и заключается величие христианского идеала, что он требует непрестанного совершенствования, непрерывного стремления к высшему, Божественному идеалу.
Печатается по материалам: Архиепископ Аверкий Таушев. Святоотеческое учение о борьбе со страстями / Православная Русь, №7, 2005