Душа мятется и томится, и не находит утешения...
Мы называем это сплином, хандрой, депрессией, унынием. Хотим развеять эту скуку в потоке новых впечатлений, но тщетно. Душа мятется и томится…
Чего же ей не достает? Возможно, мы не знаем всех ее потребностей? Лекция архиепископа Аверкия Таушева о потребностях человеческого духа, души и тела ответит на ряд вопросов.
-- На основании текстов Священного Писания Церковь считает, что человек по своему естеству трехсоставен, и состоит из: ДУХА, ДУШИ и ТЕЛА, причем высшее начало в человеке это дух.
ТЕЛО создано Богом «из праха земного» (Быт. 2,7), и потому оно принадлежит земле: «Земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3, 13). Телесная жизнь человека практически ничем не отличается от жизни животных. Потребности тела многоразличны, но в общем все сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода.
Аппарат человеческого тела необыкновенно сложен и премудро устроен, но сам по себе он был бы мертвой машиной, если бы его не оживотворяла душа. «И стал человек душою живою» говорит книга Бытия (2,7) после того, как Бог, создав человека из праха земного, «вдунул в лице его дыхание жизни». В этом смысле душу имеет и каждое живое существо, каждое животное.
ДУША дана Богом для того, чтобы управлять телом, как оживотворяющее тело начало. Все движения души многообразны и сложны, изменчивы и трудно уловимы, зачастую переплетаются друг с другом. Для удобства их принято разделять на три вида: МЫСЛИ, ЧУВСТВА и ЖЕЛАНИЯ.
Органом тела, с помощью которого душа производит мыслительную работу, является мозг. Органом чувства принято считать человеческое сердце, ведь всякое чувство (радость, горе, гнев…) всегда отражается на сердце – усилением или ослаблением его деятельности. Желаниями человека руководит воля, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле, но орудием для исполнения ее предначертаний служат наши члены, приводимые в соответствующее движение тем или иным решением воли при помощи мускулов и нервов.
Душа и тело тесно связаны друг с другом: УМ и ЧУВСТВА оказывают давление на ВОЛЮ, и наше ТЕЛО производит движение. Но, все же, необходимо различать: жизнь телесную, как удовлетворение потребностей тела, и жизнь душевную, как удовлетворение потребностей души.
Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа ХОЧЕТ (проявляется воля) приобретать ЗНАНИЯ и испытывать те или иные ЧУВСТВА.
Но тело и душа это еще не весь человек, не полный человек. Над телом и душой стоит еще что-то высшее, то, что выступает в роли судии души и тела; дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. Это высшее начало в человеке есть ДУХ, который имеет Божественное происхождение. Это та сила, которую вдохнул Бог в лице человека, завершая его творение. Душа есть и у животных, но душа человеческая в высшей своей части сочетается с духом, который от Бога. Именно поэтому душа человека несравненно превосходит душу животных.
Что же это за ДУХ и каковы его проявления?
«Дух, как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой,» — говорит свт. Феофан Затворник. Проявления духа в человеке следующие: СТРАХ БОЖИЙ, СОВЕСТЬ и ЖАЖДА БОГА.
Все люди знают, что есть Верховное Существо Бог, Который все сотворил, все содержит, всем управляет, что и они от него во всем зависят, и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух БЛАГОГОВЕЕТ пред Богом и исполнен СТРАХА БОЖИЯ.
СОВЕСТЬ указывает человеку, что право и неправо, что угодно Богу и неугодно, что должно и не должно делать. Она не только указывает, но и понуждает человека делать должное, причем, за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Недаром народ называет совесть «голосом Божиим» в душе человека.
Духу свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом, ЖАЖДАТЬ БОГА. Ничем тварным и земным дух удовлетвориться не может. Кто бы сколько ни имел земных благ, ему все кажется мало, все хочется чего-то большего. Эта вечная неудовлетворенность показывает, что у нашего духа есть стремление к чему-то Высшему, Идеальному, а потому ничто земное этого Высшего и Идеального заменить не может, и душа человека мятется, не находя себе покоя. Только в Боге, в живом общении с Ним человек находит полное удовлетворение и успокаивается, приобретая высшее – благодушевный мир и спокойствие.
Печатается в сокращении по тексту: Архиепископ Аверкий Таушев. Духовность и душевность / Православная Русь, №14, 2004